Телефон:
Главная \ Народы севера

Народы севера

Люди – основное и неоценимое богатство суровой таймырской земли. Их трудолюбие, умения, знания, сохранение самобытности дают возможность с надеждой и уверенностью смотреть в завтрашний день нашей малой Родины. Знаменитые уроженцы из числа коренных малочисленных народов Таймыра – это гордость и слава земли таймырской.

Полуостров Таймыр - место проживания 5 коренных народов Севера. Их численность по последней переписи составляла около 10 тысяч человек или чуть более четверти населения Таймыра.

Долганы

Долганы Cамая молодая по времени образования народность, проживающая на Таймыре. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием эвенков, якутов и русских. Живут долганы в нартяном чуме, который возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками.

Календарь долган – «паскал» (от русского слова «пасхалия») – построен на православных праздниках.

Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и нганасан). Это и летняя, вьючная верховая езда на оленях, и зимняя езда на санках с передовым оленем.

Долганская одежда – самая разнообразная – насчитывается около 20 ее видов. Ее характерной особенностью является удлиненный сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Все это любовно украшали бисером, цветным сукном и кантиками, меховой мозаикой. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства.

В настоящее время долганы составляют наиболее многочисленную группу коренного населения Таймыра. Проживают долганы в поселках, подведомственных городу Дудинке (Хантайское Озеро, Усть-Авам, Волочанка), и поселках сельского поселения Хатанга.

Нганасаны

Ненцы Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII веков. Основным занятием нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. На лето нганасаны откочевывали вглубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности.

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов с различной высотой и крепостью меха. Особенность одежды нганасан – это чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и двух-трех орнаментированных полос ниже. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Характерные черты традиционных верований нганасан – это почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних животных (олень, собака) и их ипостасей под именем матерей, от которых зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность. Кормление огня и семейных культовых предметов – обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе был свой шаман. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, угадыванием места и сроков охоты. Также он лечил больных, предсказывал будущее для членов рода, занимался толкованием снов.

В настоящее время нганасаны компактно проживают в поселках Усть-Авам, Волочанка и Новая.

Энцы

Нганасаны Энцы представляют собой две территориально разобщенные группы: тундровые и лесные.

Тундровые энцы компактно проживают в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Усть-Авам), сельского поселения (Воронцово), в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием «сомату». Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость проявляется в типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт.

Лесные энцы проживают в поселке Потапово, подведомственном администрации городского поселения Дудинка. В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием «пэ-бай». Материальная культура лесных энцев почти не отличаются от культуры живущих по соседству ненцев. В настоящее время энцы – самый малочисленный из коренных народов Таймыра, однако они сохранили свою традиционную культуру, собственное название и, что самое главное, свой язык.

Эвенки

Эвенки Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII-XX в. проникали на Таймыр.

В конце XIX – начале XX века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оленеводством. Они не более двух-трех раз в год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным товарным занятием являлся охотничий промысел.

Обычный тип жилища для хантайских эвенков – шестовой чум, покрытый «нюками» (покрышками из шкур). Однако часть населения имела и деревянные «голомо» (балаганы), представляющие тип стационарной постройки и расположенные обычно по берегам больших озер, на местах рыбной ловли.

В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро были переселены жители долганского поселка Камень, находившегося в верховьях реки Хеты. После этого в поселке Хантайское озеро эвенки и долганы составляют примерно равные доли населения. Однако оленеводством здесь по-прежнему продолжали заниматься в основном эвенки, а долганы больше внимания уделяли рыболовству.

В Таймырском муниципальном районе эвенки сосредоточены в основном в поселке Хантайское озеро, где живут вместе с долганами. Несколько эвенкийских семей живет также в поселке Потапово с долганами и ненцами. В общей сложности на Таймыре проживает всего лишь 1% от всей численности этого народа в Российской Федерации.

Ненцы

Энцы Ненцы - коренные жители тундры и лесотундры. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н. э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.

Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущая отрасль – оленеводство. Ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из нее выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья.

Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.

В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда:мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей, женщины – выделкой шкур и шитьем.

Ненцы до настоящего времени сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера, особенно для зимнего времени. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время – совика. Женская одежда из ягушки (плечевой одежды), шапки и меховой обуви.

Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряженных в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.

В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов.

Наши предложения
Это одно из тех путешествий, которое навсегда остается в памяти
Название
Таймыр, который стоит увидеть!

Таймырский 

информационный центр