Народы севера

Люди – основное и неоценимое богатство суровой таймырской земли. Их трудолюбие, умения, знания, сохранение самобытности дают возможность с надеждой и уверенностью смотреть в завтрашний день нашей малой Родины. Знаменитые уроженцы из числа коренных малочисленных народов Таймыра – это гордость и слава земли таймырской.

Полуостров Таймыр - место проживания 5 коренных народов Севера. Их численность по последней переписи составляла около 10 тысяч человек или чуть более четверти населения Таймыра.

Долганы

Cамая молодая по времени образования народность, проживающая на Таймыре. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием эвенков, якутов и русских. Живут долганы в нартяном чуме, который возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками.

Календарь долган – «паскал» (от русского слова «пасхалия») – построен на православных праздниках.

Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и нганасан). Это и летняя, вьючная верховая езда на оленях, и зимняя езда на санках с передовым оленем.

Долганская одежда – самая разнообразная – насчитывается около 20 ее видов. Ее характерной особенностью является удлиненный сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали песцовые или заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Все это любовно украшали бисером, цветным сукном и кантиками, меховой мозаикой. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Долганские женщины носили много украшений из металла якутского производства.

В настоящее время долганы составляют наиболее многочисленную группу коренного населения Таймыра. Проживают долганы в поселках, подведомственных городу Дудинке (Хантайское Озеро, Усть-Авам, Волочанка), и поселках сельского поселения Хатанга.

Нганасаны

Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII - начале XVIII веков. Основным занятием нганасан была охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство. На лето нганасаны откочевывали вглубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности.

Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов с различной высотой и крепостью меха. Особенность одежды нганасан – это чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и двух-трех орнаментированных полос ниже. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

Характерные черты традиционных верований нганасан – это почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних животных (олень, собака) и их ипостасей под именем матерей, от которых зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность. Кормление огня и семейных культовых предметов – обязательный ритуал.

В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе был свой шаман. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, угадыванием места и сроков охоты. Также он лечил больных, предсказывал будущее для членов рода, занимался толкованием снов.

В настоящее время нганасаны компактно проживают в поселках Усть-Авам, Волочанка и Новая.

Энцы

Энцы представляют собой две территориально разобщенные группы: тундровые и лесные.

Тундровые энцы компактно проживают в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Усть-Авам), сельского поселения (Воронцово), в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием «сомату». Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость проявляется в типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт.

Лесные энцы проживают в поселке Потапово, подведомственном администрации городского поселения Дудинка. В этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием «пэ-бай». Материальная культура лесных энцев почти не отличаются от культуры живущих по соседству ненцев. В настоящее время энцы – самый малочисленный из коренных народов Таймыра, однако они сохранили свою традиционную культуру, собственное название и, что самое главное, свой язык.

Эвенки

Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII-XX в. проникали на Таймыр.

В конце XIX – начале XX века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую группу, занимавшуюся охотой, рыболовством и оленеводством. Они не более двух-трех раз в год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным товарным занятием являлся охотничий промысел.

Обычный тип жилища для хантайских эвенков – шестовой чум, покрытый «нюками» (покрышками из шкур). Однако часть населения имела и деревянные «голомо» (балаганы), представляющие тип стационарной постройки и расположенные обычно по берегам больших озер, на местах рыбной ловли.

В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро были переселены жители долганского поселка Камень, находившегося в верховьях реки Хеты. После этого в поселке Хантайское озеро эвенки и долганы составляют примерно равные доли населения. Однако оленеводством здесь по-прежнему продолжали заниматься в основном эвенки, а долганы больше внимания уделяли рыболовству.

В Таймырском муниципальном районе эвенки сосредоточены в основном в поселке Хантайское озеро, где живут вместе с долганами. Несколько эвенкийских семей живет также в поселке Потапово с долганами и ненцами. В общей сложности на Таймыре проживает всего лишь 1% от всей численности этого народа в Российской Федерации.

Ненцы

Ненцы - коренные жители тундры и лесотундры. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н. э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.

Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущая отрасль – оленеводство. Ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из нее выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья.

Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.

В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда:мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей, женщины – выделкой шкур и шитьем.

Ненцы до настоящего времени сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера, особенно для зимнего времени. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время – совика. Женская одежда из ягушки (плечевой одежды), шапки и меховой обуви.

Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряженных в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.

В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов.