Народы севера
Люди – основное и неоценимое богатство суровой таймырской земли. Их трудолюбие, умения, знания,
сохранение
самобытности дают возможность с надеждой и уверенностью смотреть в завтрашний день нашей малой
Родины.
Знаменитые уроженцы из числа коренных малочисленных народов Таймыра – это гордость и слава земли
таймырской.
Полуостров Таймыр - место проживания 5 коренных народов Севера. Их численность
по
последней переписи составляла около 10 тысяч человек или чуть более четверти населения Таймыра.
Долганы
Cамая молодая по времени образования
народность,
проживающая на Таймыре. Материальная и духовная культура долган формировалась под влиянием
эвенков,
якутов и русских. Живут долганы в нартяном чуме, который возник из небольших крытых повозок,
которые
назывались балками.
Календарь долган – «паскал» (от русского слова «пасхалия») – построен на православных
праздниках.
Оленеводство долган развивалось под влиянием тунгусов (эвенков) и самодийцев (ненцев, энцев и
нганасан).
Это и летняя, вьючная верховая езда на оленях, и зимняя езда на санках с передовым
оленем.
Долганская одежда – самая разнообразная – насчитывается около 20 ее видов. Ее характерной
особенностью
является удлиненный сзади подол. Зимой долганы носили парки из меха оленя, под них надевали
песцовые
или
заячьи шубы. Летом и зимой шили одежду из сукна. Все это любовно украшали бисером, цветным
сукном и
кантиками, меховой мозаикой. Долганы первыми стали шить домашнюю одежду из покупных тканей.
Мужчины
носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, юбки, кофты. Долганские женщины носили
много
украшений из металла якутского производства.
В настоящее время долганы составляют наиболее многочисленную группу коренного населения Таймыра.
Проживают долганы в поселках, подведомственных городу Дудинке (Хантайское Озеро, Усть-Авам,
Волочанка),
и поселках сельского поселения Хатанга.
Нганасаны
Нганасаны как особый этнос сложились на
Таймыре
во второй половине XVII - начале XVIII веков. Основным занятием нганасан была охота на диких
оленей,
песца, оленеводство и рыболовство. На лето нганасаны откочевывали вглубь тундр полуострова
Таймыр, к
зиме возвращались к северной границе лесной растительности.
Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов с
различной
высотой и крепостью меха. Особенность одежды
нганасан – это чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко
обозначенным
на
спине темным или светлым прямоугольником и двух-трех орнаментированных полос ниже. По подолу
внутренняя
и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного
прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.
Характерные черты традиционных верований
нганасан – это почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и
домашних
животных (олень, собака) и их ипостасей под именем матерей, от которых зависит здоровье,
промысел и
сама
жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность. Кормление огня и
семейных
культовых предметов – обязательный ритуал.
В традиционном нганасанском обществе почти в каждой кочевой группе был свой шаман. Главнейшие функции шамана были
связаны
с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, угадыванием места и сроков
охоты.
Также он лечил больных, предсказывал будущее для членов рода, занимался толкованием
снов.
В настоящее время нганасаны компактно
проживают
в поселках Усть-Авам, Волочанка и Новая.
Энцы
Энцы представляют собой две территориально
разобщенные группы: тундровые и лесные.
Тундровые энцы компактно проживают в
поселках,
подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Усть-Авам), сельского поселения
(Воронцово), в этой группе сосредоточена основная часть энцев с самоназванием «сомату».
Материальная
культура тундровых энцев почти не отличается от материальной культуры нганасан. Близость
проявляется
в
типе одежды, в некоторых особенностях устройства жилища, в конструкции нарт.
Лесные энцы проживают в поселке
Потапово,
подведомственном администрации городского поселения Дудинка. В этой группе сосредоточена
основная
часть
энцев с самоназванием «пэ-бай».
Материальная
культура лесных энцев почти не отличаются от культуры живущих по соседству ненцев. В настоящее
время
энцы – самый малочисленный из коренных народов Таймыра, однако они сохранили свою традиционную
культуру,
собственное название и, что самое главное, свой язык.
Эвенки
Исторически и этнически хантайские эвенки
связаны
с Эвенкией, откуда они небольшими
группами и
отдельными семьями в течение XVII-XX в. проникали на Таймыр.
В конце XIX – начале XX века хантайские эвенки представляли собой весьма замкнутую кочевую
группу,
занимавшуюся охотой, рыболовством и оленеводством. Они не более двух-трех
раз
в
год выходили на факторию Плахино для сбыта пушнины и закупки всего необходимого. Единственным
товарным
занятием являлся охотничий промысел.
Обычный тип жилища для хантайских эвенков – шестовой чум, покрытый «нюками» (покрышками из шкур). Однако
часть
населения имела и деревянные «голомо»
(балаганы), представляющие тип стационарной постройки и расположенные обычно по берегам больших
озер, на
местах рыбной ловли.
В 1971 году к эвенкам на Хантайское озеро были переселены жители долганского поселка Камень,
находившегося в верховьях реки Хеты. После этого в поселке Хантайское озеро эвенки и долганы
составляют
примерно равные доли населения. Однако оленеводством здесь по-прежнему продолжали заниматься в
основном
эвенки, а долганы больше внимания уделяли рыболовству.
В Таймырском муниципальном районе эвенки сосредоточены в основном в поселке Хантайское озеро,
где
живут
вместе с долганами. Несколько эвенкийских семей живет также в поселке Потапово с долганами и
ненцами. В
общей сложности на Таймыре проживает всего лишь 1% от всей численности этого народа в Российской
Федерации.
Ненцы
Ненцы - коренные жители тундры и лесотундры.
Материалы
археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I
тыс.
н.
э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном
пространстве
от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Этнические самодийские группы, которые проникли
в
северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением. В результате контактов
самодийцев с
аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.
Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущая отрасль – оленеводство. Ненцы
получали
от
оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из нее выделывали ровдугу
(замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления
костяных
деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных
ниток
для
шитья.
Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, песца, на
лисицу,
гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.
В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение
труда:мужчины
занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей, женщины – выделкой шкур и
шитьем.
Ненцы до настоящего времени сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для
условий
севера, особенно для зимнего времени. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень
холодное
время – совика. Женская одежда из ягушки (плечевой одежды), шапки и меховой обуви.
Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряженных
в
сани
(нарты), все грузы также перевозятся на нартах.
В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов.